23 мая 2002 г.
Когда в разговоре кто-нибудь упоминает о судебной экспертизе, воображение непосвященного рисует искореженные машины, битое стекло на обочине, неопознанные трупы. Чувашская лаборатория судебной экспертизы в действительности никакого отношения к погибшим не имеет. Зато оценка причиненного ущерба после аварии - в компетенции сотрудников этого учреждения.
Руководит лабораторией Л.Морозов. Беседа с ним проходила за пару часов до спартакиады, организованной управлением Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике (в рамках празднования 200-летия со дня образования Министерства юстиции России). Сотрудники готовились к эстафете. "И вы будете участвовать в беге?" - поинтересовалась у Леонида Петровича. "А как же, - прозвучало в ответ, - вместе с коллективом. Он у нас дружный, слаженный. Работают самые разные специалисты: физики, химики, юристы, инженеры-механики, филологи".
- Лаборатория открылась...
- ...в 1991 году. До этого действовал Чебоксарский филиал Центральной Средне-Волжской научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы. Головное учреждение находилось в Казани. Инициативу чувашских правоохранительных органов открыть самостоятельную лабораторию поддержал Николай Васильевич Федоров (в ту пору он был министром юстиции России). До этого следователям для проведения экспертиз частенько приходилось обращаться в Москву, Казань. Много хлопот возникало с доставкой вещественных доказательств.
Был подготовлен проект здания. Построили его. Мы вселились. Приступили к работе. Появился даже филиал в Йошкар-Оле. Так что обслуживаем правоохранительные органы двух республик.
- Какие экспертизы проводите?
- Из криминалистических: почерковедческие, баллистические, исследования документов. Изучаем вещества, изделия. Например, волокна, лакокрасочные и горюче-смазочные материалы, наркотические средства, спиртсодержащие смеси, металлы и сплавы. Проводим автотехнические, транспортно-трассологические экспертизы.
Около четырех лет назад появилось товароведческое подразделение. Его цель - защитить права потребителей. Частенько покупатели становятся обладателями некачественных товаров. А что предпринять в таких ситуациях, не знают. Возникает необходимость определить, производственный дефект или эксплуатационный. С чем только не приходили к нам жители за эти годы! Приносили пейджеры, сотовые, компакт-диски. Даже стоимость старинных украшений случалось оценивать товароведу.
- Чаще обращаются по поводу...
- ...обуви. Много некачественных сапог, ботинок, туфель. Даже специалист сегодня не всегда определит при покупке, как долго "послужит", к примеру, каблук.
- А самый необычный случай?
- Покупатель в последние годы изменился, стал более взыскательным. Готов отстаивать свои права даже, казалось бы, из-за пустяка. Для него становится делом принципа "обличить" недобросовестного продавца.
Недавно обратился один человек. Приобрел галстук у частного предпринимателя. Поносил вещь некоторое время и был неприятно поражен: на воротниках рубашек оставалась краска. Экспертиза, проведенная в лаборатории, подтвердила: галстук линял. Хозяина магазина такой "вердикт" не убедил. Он не стал слушать покупателя. Тот, недолго думая, подал в суд на бизнесмена. Судья назначил новую экспертизу, которая подтвердила первую: недостаток налицо. Теперь пострадавший вправе потребовать не только новый галстук в обмен на старый или деньги, заплаченные за вещь, но и возмещения морального вреда, не говоря уже о неустойке за просроченные дни и стоимости экспертизы.
- Основная специфики все же работа, связанная с криминалистикой?
- Или проведение исследований по уголовным делам. Изучаем оружие. Правда, по сравнению с прошлыми годами количество баллистических экспертиз сократилось. А почерковедческих - увеличилось. Много мошенников развелось. Подделывают расписки, векселя, завещания. Сверяем подписи.
В январе появились фальшивые денежные купюры. Качество изготовления низкое (на обычном цветном струйном принтере). При внимательном рассмотрении отличить их от настоящих могли не только эксперты. Сторублевки не имели водяных знаков, не "хрустели".
Частенько случаются автодорожные происшествия. Определяем, была ли у водителя возможность предотвратить аварию или наезд на пешехода. С машинами связаны и другие исследования. Например, на угнанных автомобилях ставят фальшивые номерные знаки. Тут вступают в дело физики: они изучают лакокрасочные покрытия. Оставляет желать лучшего и качество бензина. Он порой не соответствует ГОСТу.
- На ваш взгляд, каковы особенности профессии эксперта?
- Работа требует предельной внимательности. Это кропотливый труд. Мы не имеем дело с преступниками: не ловим с поличным мошенников, не задерживаем убийц. Не участвуем в крупномасштабных операциях, проводимых правоохранительными органами. Сотрудники лаборатории занимаются исследованиями в тиши кабинетов. Но от наших анализов во многом зависит, раскроют уголовное дело или нет.
- Расскажите интересный случай из практики.
- После окончания химического факультета ЧГУ в 1978 году я начал работать в филиале Средне-Волжской научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы. Изучал документы: какие чернила использованы, состав бумаги, вытравлены ли записи.
Через два года довелось работать над интересным делом. В Вурнарском районе произошло убийство девушки. Один молодой человек признался в содеянном в первые же дни. Но спустя время отказался от своих слов. Он заявил, что со стороны милиции прозвучали угрозы. Показания парень давал якобы под давлением. По его словам, оформлял документы под диктовку следователя. Назначили комплексную экспертизу. Проводили ее совместно с филологами ЧГУ. Подозреваемый писал диктанты, тексты в произвольной форме. Специалисты определяли, как он формулирует предложения, какие ошибки допускает. Были и другие критерии оценки (существует специальная методика). Сделали заключение: признание написано в свободном изложении. На суде одним из весомых доказательств виновности обвиняемого стал вывод экспертов. Естественно, мы с филологами чувствовали удовлетворение от проделанной работы. Убийца получил заслуженное наказание.
- Кстати, о филологах. В лаборатории проводят фонографические экспертизы?
- С прошлого года. Работают в этом отделе инженер-акустик и филолог. Специалисты прослушивают телефонные записи разговоров подозреваемых (чаще обвиняемых в вымогательстве). Задача языковеда - определить, принадлежит ли речь конкретному человеку. Для этого он изучает, как говорящий произносит звуки, какие слова чаще употребляет.
Новый вид экспертизы - компьютерно-технический. Преступники сегодня совершают правонарушения, сидя перед монитором. Запускают вирус, чтобы уничтожить чужую программу или получить пароль для доступа. Эксперты пытаются выяснить, откуда занесен вирус.
- Приборы современные?
- Недавно приобрели хроматограф - последнее слово техники, выпущенный в Йошкар-Оле. С его помощью можно определить давность оформления документов. В нашей работе это очень важно.
Считаю, что уповать на новейшую технику не стоит. Преступники с каждым годом становятся все изощреннее.
- Давление на вас оказывать пробовали?
- В моей практике такого не было. Но подобное не исключаю. Поэтому в подчиненных ценю принципиальность.
- Работа работой...
- Люблю мастерить по дому. В деревне родителей возвожу дом.
- Дети помогают?
- Сына частенько беру с собой. Он юридический оканчивает в ЧГУ. И дочка, кстати, тоже будущий юрист.
М.СЕМЕНОВА.