07 октября 2004 г.
Осенью в химчистке народу обычно немало. Одни граждане забирают прошедшую обработку демисезонную одежду, другие, пока не поздно, спешат сдать в чистку дубленку или шубу. Заплатив немалые деньги, клиент, понятно, ожидает, что получит обратно чистенькую, почти как с иголочки, вещь. Однако порой выходит с точностью до наоборот.
В конце весны чебоксарка Мария Вечоркина отнесла в одну из городских химчисток куртку. А когда пришла забрать заказ, увидела, что куртка порвана, причем на самом видном месте. Однако работники химчистки в один голос твердили, что приняли у клиентки именно такую вещь с разрывом на лицевой стороне. И тогда хозяйка отправилась в Чувашскую лабораторию судебной экспертизы при Минюсте РФ.
Эксперт лаборатории Л. Анисимова ничуть не удивилась - с жалобами на испорченную в химчистке вещь люди обращаются к ней нередко. Многим из них удается помочь - так же, как и Марии Вечоркиной. После проверки эксперты дали заключение, что куртка испорчена именно во время чистки, и хозяйке вернули двойную ее стоимость.
А с другой клиенткой Светланой Ивановой и вовсе произошел из ряда вон выходящий случай. Сдала она в чистку светло-серую дубленку, а получила назад черную, Нахимичили чистильщики. Передержали одежду в растворе, а затем зачем-то покрыли испорченную дубленку блестящей черной пленкой. «Но я ведь не просила вас красить мою вещь!» - возмутилась Светлана. И потребовала, чтобы ей выплатили стоимость дубленки, тем более что проносила ее лишь один сезон. Получив отказ, женщина принесла дубленку на экспертизу. Там подтвердили, что испорчена она по вине сотрудников химчистки. И причем изрядно - поверхность дубленки во многих местах потрескалась.
Но доводы экспертов директора химчистки не убедили. И тогда Светлана обратилась в суд. После чего ей выплатили-таки двукратную стоимость дубленки, да к тому же возместили моральный вред и расходы на проведенную экспертизу. Кстати, согласись в химчистке на первое предложение обиженной клиентки, обошлось бы им это куда дешевле.
А вообще, сдавая одежду в чистку, надо заранее подстраховаться от возможных неприятностей. Вот что советуют на этот счет специалисты лаборатории судебной экспертизы:
• Прежде чем сдать в чистку куртку (шубу, пальто), внимательно осмотрите вещь и попросите отметить в квитанции все имеющиеся дефекты. В этом случае, если после чистки появятся новые изъяны - проще будет доказать свою правоту.
• При оформлении заказа обязательно указывают и процент износа. Проследите, чтобы вашу вещь чересчур не «состарили». Ведь когда заказчику возвращают деньги за испорченную одежду, сумму компенсации определяют именно с учетом износа. Так что приемщица может «подстраховаться» и записать совершенно новую вещь как изношенную на 50 процентов.
• Поинтересуйтесь у приемщицы, смогут ли у них полностью удалить загрязнение на одежде, не сядет ли после чистки вещь, не изменится ли ее цвет. Вообще-то работники химчисток должны сами сообщать об этом клиенту, но иногда они об этом «забывают». В свою очередь постарайтесь вспомнить «источник появления» пятна на вашей одежде: тогда легче будет подобрать нужное чистящее средство.