Судебная лингвистическая экспертиза
Предметом судебно-лингвистической экспертизы являются юридически значимые фактические данные, имеющие значение для уголовного, гражданского, арбитражного или административного дела и устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования языка.
Объектом судебно-лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности на русском языке (от отдельного слова до целого текста или группы текстов – дискурса, а также совокупность вербальной и невербальной информации, связанной между собой по смыслу).
Задачи:
– установление смысла текста (высказывания, совокупности вербальных и невербальных компонентов, связанных между собой по смыслу) и формы его выражения;
– установление объема и содержания понятия, выражаемого словом, словосочетанием, совокупностью вербальных и невербальных компонентов;
– установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста;
– установление характеристик сходства наименований.
Указанные задачи являются диагностическими и классификационными.
Вопросы:
При исследовании продуктов речевой деятельности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ):
1. Содержатся ли в статье ... выпуска № ... (2014 г.) журнала "..." негативная информация о ... [приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо название предприятия (организации, фирмы и т. п.)]? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
2. Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
3. В каких фрагментах статьи "..." (название) содержится информация ... [приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо название предприятия (организации, фирмы и т. п.)]?
4. В каком значении употреблено слово "..." в ... контексте абзаца "..."/ предложения: "..." в статье, опубликованной в ...?
При исследовании продуктов речевой деятельности по обвинению в клевете (ст. 129, 298 УК РФ):
1. Какая информация о ... [приводится фамилия и инициалы человека (людей), либо название предприятия (организации, фирмы и т. п.)] содержится в ... [приводится наименование представленного на экспертизу текста, либо указывается абзац или предложение, в котором требуется обнаружить информацию (абзац или предложение могут быть процитированы в вопросе)]?
2. Является ли информация, содержащаяся в предложении (фрагменте текста) ... [привести предложение (фрагмент текста)], нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?
3. Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?
При исследовании продуктов речевой деятельности по обвинению в оскорблении (ст. 297, 319, 336 УК РФ; ст. 5. 61 КоАП РФ):
1. Содержатся ли в высказывании [привести высказывание], относящемся к … [фамилия и инициалы], лингвистические признаки унижения?
2. Содержатся ли в высказывании [привести высказывание], относящемся к … [фамилия и инициалы], лингвистические признаки неприличной формы выражения?
При исследовании продуктов речевой деятельности по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды (ст. 280, 282 УК РФ (вопросы решаются в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы):
1. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
2. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
3. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
4. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
5. Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
6. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки обоснования национального и / или расового превосходства?
7. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и / или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
8. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?
9. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
10. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
11. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?
12. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
13. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
14. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
При исследовании продуктов речевой деятельности по обвинению в развратных действиях (ст. 135 УК РФ)(вопросы решаются в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы):
1. Имеются ли в представленных на экспертизу текстах переписки пользователей социальной сети … под никами «…» и «…» вербальные средства, обозначающие сферу сексуальных (половых) отношений?
2. Имеется ли в представленных на экспертизу текстах переписки пользователей социальной сети … под никами «…» и «…» сексуальная тематика?
3. Какова направленность информации, содержащейся в тексте переписки пользователя социальной сети … под ником «…» с несовершеннолетней …?
4. Имеются ли в представленных на экспертизу текстах переписки пользователей социальной сети под никами «…» и «…» лингвистические и психологические признаки побуждения? Если да, то, к чему именно побуждают адресата?
Требования к материалам, предоставляемым на судебно-лингвистическую экспертизу, зависят от типа исследуемого объекта. Если текст письменный, опубликован в газете, журнале и т.п., экспертам необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности – соответствующим образом заверенную качественную (отражающую все особенности объекта) копию всего издания. Если исследованию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и дополнительно ее электронная копия в текстовом, т.е. читаемом формате (например, в формате *.doc), а не в виде картинки. При этом эксперт должен иметь полное представление и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на Интернет-странице, рисунки и пр.) анализируемого текста, а не только о его содержании. Поэтому эксперту должен быть предоставлен не только собственно текст, но и оригинал издания (газеты, книги), в котором он был опубликован.
Следует обратить особое внимание на тексты, опубликованные в сети Интернет на интерактивных сервисах. Наиболее известной разновидностью такого сервиса является блог. В качестве исследуемых объектов в блогах выступают записи, которые имеют не только текстовую (последовательность букв на листе бумаги), но и гипертекстовую структуру, то есть являются репликами письменного диалога или полилога, который в электронных документах оформляется с помощью гиперссылок. В связи с этим исследуемые объекты необходимо анализировать не только по их бумажным копиям, но и в виде электронных документов, в их естественном Интернет-контексте.
В том случае, если исследованию подлежит текст, опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение (скриншот) соответствующей страницы (страниц) с указанием момента фиксации, а также протокол закрепления и/или осмотра объекта. При наличии относящихся к тексту ссылок, комментариев их содержание также должно быть зафиксировано соответствующим образом.
При исследовании сайта экспертам должен быть предоставлен архив веб-сайта целиком на CD-диске с указанием момента создания архива. Кроме того, при экспертизе сайта, блога и иных электронных ресурсов экспертам должна быть предоставлена возможность (разрешение) обращения к объекту по месту его нахождения в Сети и исследования связей между исследуемым текстом и связанными с ним текстами (широкого контекста). Учитывая изменчивость объекта, необходимо закрепить объект с помощью специалиста в области компьютерных или Интернет-технологий и предоставить его экспертам в электронном виде.
Устные тексты исследуются по их стенограммам, подтвержденным аудио- и видеозаписью.
Помимо объекта в материалах, направляемых для производства экспертизы, должна содержаться копия документов (заявление, объяснение), на основании которых инициирована проверка или возбуждено дело, либо в постановлении (определении) должно быть конкретизировано "спорное" высказывание.