ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста РоссииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Судебная психологическая экспертиза

Судебная психологическая экспертиза 

 

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также особенностях (направленности) продуктов текстовой, коммуникативной, речевой деятельности субъекта, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки.

Объекты:

- человек (как носитель психического);

- документы, протоколы допросов и следственных действий; -справки, медицинские карты, характеристики с места учебы, работы, жительства и пр.;

- продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки и пр.);

- фото- и видео- документы.

Задачи:

- исследование детско-родительских отношений (по делам о месте проживания ребенка, участии в воспитании, целесообразности усыновления, лишении или ограничении родительских прав и пр.);

- установление способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;

- определение способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания;

- оценка способности понимать характер и значение сексуального насилия и оказывать сопротивление действиям обвиняемого;

- изучение психического состояния жертвы суицида;

- установление аффекта и иных эмоциональных состояний.

Вопросы:

При определении аффекта у обвиняемого в момент совершения инкриминируемых ему деяний (ст. 107, 113 УК РФ):

1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

Для решения вопроса необходимо представить: лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый), на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, медицинская документация о перенесенных заболеваниях.

При определении индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (ст. 60 УК РФ):

1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?

2. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший), на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу) и данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений.

При определении способности несовершеннолетнего обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 20.3 УК РФ):

1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанные с психическим расстройством?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), не страдающего психическим расстройством, на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие данные об условиях развития, воспитания; данные, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится

При определении способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать по ним показания (ст. 196 УПК РФ):

1. Способен ли свидетель (потерпевший) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?

2. Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: свидетеля или потерпевшего на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия; сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания; данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.

При определении способности потерпевшего по половым преступлениям понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление (ст. 131, 132 УК РФ):

1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?

2. Могла ли потерпевшая (потерпевший), учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: потерпевшее лицо на экспериментально-психологическое обследование, данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства); материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него; сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).

При определении психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством (ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131 УК РФ):

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и мн.др.), обстоятельствах гибели, причине смерти, а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения; данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.

При исследовании направленности информационных материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы (ст. 280, 282 УК РФ):

1. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?

2. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?

3. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

4. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?

5. Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?

6. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки обоснования национального и / или расового превосходства?

7. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и / или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?

8. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки оправдания практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы?

9. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?

10. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?

11. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки угрозы применения насилия?

12. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?

13. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

14. Содержатся ли в представленном на исследование материале [указать объект / объекты исследования] лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?

При исследовании направленности информационных материалов по делам, связанным по обвинению лица в развратных действиях в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы(ст. 135 УК РФ):

1. Какова направленность информации, содержащейся в тексте переписки пользователя социальной сети под никами «…»  с несовершеннолетней (Ф.И.О.)?

2. Имеются ли в представленных на экспертизу текстах переписки пользователей социальной сети под никами «…» и «…» лингвистические и психологические признаки побуждения? Если да, то, к чему именно побуждают адресата?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить целостный текст переписки на сексуальную тему, т.е. текст от начала до конца переписки, включающий мультимедийные вложения.

При определении способности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделок (ст. 177, 178 ГК РФ):

1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?

2. Учитывая особенности познавательной сферы, психического состояния в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?

3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

4. Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить: личность потерпевшего (истца) на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

При определении изменений психического состояния потерпевших по делам о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ):

1. Имеются ли у подэкспертного (Ф.И.О.) негативные изменения психической деятельности? Если да, то, в чем они выражаются?

2. Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (Ф.И.О.) и действиями (бездействием) причинителя вреда (Ф.И.О.)?

3. Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?

4. Имеются ли у подэкспертного (Ф.И.О.) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменения его психической деятельности в исследуемой ситуации?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить:потерпевшее лицо на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

При определении возможного негативного влияния психического состояния и индивидуально-психологических особенностей родителя при судебных спорах между родителями о месте жительства ребенка или о порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем (ст. 65, 66 СК РФ):

1. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

3. Каково психологическое отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?

4. Могут ли индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?

5. Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей?

6. Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?

7. При выявлении у ребенка негативного отношения к одному из родителей, чем оно обусловлено?

8. Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельны, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?

9. Каков стиль воспитания каждого из родителей, не оказывает ли он негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка?

Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить:ребенка (детей), родителей (бабушки, дедушки, усыновители т.п.) на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие фактические данные об ситуации судебного спора между родителями.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика